Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что, поскольку Техническим проектом разработки Акатьевского месторождения предусмотрено осуществление отнесенных к горной добыче операций по доведению добытых пород до определенного стандарта – щебня, а в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности щебень относятся к продуктам горнодобывающей промышленности, то для целей налогообложения НДПИ добытым полезным ископаемым, первым по своему качеству соответствующим национальному стандарту ГОСТ 8267-93, будет признаваться щебень.
Данный вывод основан на имеющихся в материалах проверки документах: Технический проект разработки Акатьевского месторождения, из которого следует, что товарным продуктом технологического процесса при отработке месторождения является щебень, соответствующий ГОСТ 8269.0-97 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительства».
Таким образом, карбонатная порода (горная масса), не смотря на то, что является фактически добываемым (извлекаемым из недр) на Акатьевском месторождении сырьем (полезным ископаемым), в рассматриваемой ситуации с учетом вышеназванных норм права и содержания проектной документации разработки Акатьевского месторождения, не могут быть признаны полезным ископаемым для целей исчисления НДПИ, ввиду того, что в отношении них не окончен весь технологический процесс отработки месторождения, предусматривающий доведение данного сырья до стандарта качества ГОСТ 8269.0-97 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительства».
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что для целей налогообложения полезным ископаемым, которое выступает объектом налогообложения, в данном случае будет являться щебень.
При этом суд учитывает, что согласно «ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности», утвержденному приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, щебень отнесен к разделу 08 «Продукция горнодобывающих производств прочая».
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС ред.2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, раздел «В» «Добыча полезных ископаемых» включает: добычу полезных ископаемых, встречающихся в природе в виде твердых пород, а также дополнительные виды деятельности с целью подготовки сырья к реализации: дробление, измельчение, сортировка.
Перечисленные виды работ обычно выполняются хозяйствующими субъектами, которые сами занимаются добычей полезных ископаемых и/или расположены в районе добычи полезных ископаемых.
Этот раздел не включает: дробление, измельчение и другие виды обработки некоторых грунтов, горных пород и минералов, не связанные с операциями по добыче полезных ископаемых.
К разделу «В» «Добыча полезных ископаемых» отнесена Группировка 08 «Добыча прочих полезных ископаемых», которая включает добычу ископаемых из карьеров, а также разработку скальных пород.
Группировка 08.11 «Добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев» включает добычу, дробление и измельчение известняка.
В соответствии с группировкой 23.70 «Резка, обработка и отделка камня», в эту группировку включается резка, обработка и отделка камней для использования в строительстве, на кладбище, на дорогах и в качестве покрытия для кровли, в нее не включаются производство грубо насеченного камня, см. группировку 08.11.
При этом из группировки 8.11 по признаку нахождения за пределами карьеров исключены резка, обработка и отделка камня, а не его дробление и сортировка.
Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 04.05.2022 № 309-ЭС22-5539 по № А76-20922/2021, основополагающим критерием разграничения технологических операций, входящих в технологический комплекс по добыче конкретного полезного ископаемого и закрепленных в техническом проекте (горнодобывающая промышленность), от технологических операций, составляющих суть перерабатывающей (обрабатывающей) промышленности, является неизменность основного характера продукта. В случае, если организация осуществляет дробление строительного камня в связи с операциями по его добыче, процессы дробления, измельчения и сортировки строительного камня до щебня отнесены к видам добычных работ, а в случае, если дробление строительного камня не связано с одновременной его добычей непосредственно данной организацией, оно относится к обрабатывающему производству.
Общество с ограниченной ответственностью «Коломенский щебеночный карьер» непосредственно занимается добычей полезных ископаемых, осуществляет дробление и сортировку в связи с его добычей, заявитель в ходе рассмотрения дела не представил какой - либо производственный регламент, устанавливающий самостоятельный технологический процесс переработки минерального сырья, напротив, доведение сырья до стандарта качества (ГОСТ 8267 - 93) путем дробления включено в общий технологический процесс разработки Акатьевского месторождения карбонатных пород, что позволяет отнести в данном случае в соответствии с ОК 029 - 2014 дробление к операциям по добыче полезных ископаемых.
Кроме того, в соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Положения, а также разделом 3 Требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, утвержденных Приказом Минприроды России от 25.06.2010 № 218, в проектную документацию на разработку месторождений твердых полезных ископаемых в обязательном порядке включаются разделы, содержащие: характеристику полезного ископаемого (раздел 2.6); качество полезного ископаемого (ожидаемое качество добываемого полезного ископаемого, требования потребителей к качеству товарной продукции, ожидаемое качество товарной продукции) (раздел 4); технические решения, в том числе, в отношении системы разработки карьера, технологического комплекса на поверхности (который включает прием и обработку полезного ископаемого) (раздел 3).
Соответственно, в случае, если проект разработки месторождения не содержит в себе указаний на определенный вид продукции разработки карьера и не определяет стандарт его качества, такой вид продукции не может признаваться продукцией разработки карьера.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, изложенным в Определении от 11.03.2021 N 375-О, правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов, содержащихся в недрах.
В статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации термин «полезное ископаемое» используется для целей налогообложения в специальном значении - как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества.
Из данного регулирования во взаимосвязи с положениями статьи 339 названного Кодекса следует, что возникновение объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.
Аналогичный вывод изложен, так же в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2013 года N 189-О и от 24 декабря 2013 года N 2059-О.
Также, на основании положений Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользование недрами, в частности разработка месторождений полезных ископаемых, осуществляется на основании выданной в установленном порядке лицензии на пользование недрами и утвержденного в установленном порядке технического проекта разработки месторождения и иной проектной документации на выполнение работ, связанной с пользованием недрами, а также правил разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемых федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, определяющими основания, обоснования и технические решения технологических процессов, связанных с эксплуатацией объектов недропользования, в том числе, добычей разведанных и утвержденных запасов полезных ископаемых соответствующего участка.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий, однако не указывает, что извлекаемое при разработке минеральное сырье в обязательном порядке будет соответствовать ГОСТу (либо иному стандарту).
Таким образом, соотносить качество еще не извлеченного полезного ископаемого с требованиями стандартов безосновательно.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 25 февраля 2013 года N 189-О и от 24 декабря 2013 года N 2059-О, «термин "полезное ископаемое" используется для целей налогообложения в специальном значении - как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества. Из этого следует, что возникновение объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых
связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта».
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2021 г. N 375-О данная позиция была развита путем дополнительного указания на необходимость исследования таких обстоятельств конкретных дел, как:
- условия лицензии на пользование недрами,
- технический проект разработки месторождения,
- стандарты качества полезного ископаемого,
- иные обстоятельства.
В указанном определении Конституционный Суд Российской Федерации от 11 марта 2021 года со ссылками на отдельные примеры судебной практики и положения технической документации называет в качестве добытого полезного ископаемого продукцию, непосредственно добываемую путем переработки (измельчения, дробления) горных пород, указывая, что именно арбитражный суд на основе принципов состязательности судопроизводства и равенства прав сторон, исследуя по существу фактические обстоятельства дела и не ограничиваясь лишь установлением формальных условий применения нормы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2020 года N 22-П и др.), суд полномочен разрешать возникший между налогоплательщиком и налоговым органом спор.
Таким образом, в каждом отдельном случае предметом изучения при проведении проверки является результат технологических процессов, предусмотренный разработанной в интересах недропользователя проектной документацией, а в первую очередь - соответствие этого результата указанным в проектной документации стандартам качества. (Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 февраля 2014 года по делу NА63-11099/2012, Арбитражного суда Уральского округа от 5 февраля 2018 года NФ09-8341/17, Арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2020 года NФ06-62167/2020, Арбитражного суда Уральского округа от 24 ноября 2020 года NФ09-6419/20, Арбитражного суда Уральского округа от 10.06.2021 года по делу NА76-8659/2020, Арбитражного суда Уральского округа от 08.12.2021 NФ09-8629/21 по делу N А60-19531/2021 (Определением Верховного Суда РФ от 12.04.2022 N 309-ЭС22-3824 отказано в передаче дела NА60-19531/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ).
Ссылка Заявителя на письмо Федерального агентства по недропользованию от 30.12.2019 № СА-04-31/22246, а также доводы о том, что согласно Сертификату соответствия Госстандарта № РОСС RU.001.10АЕ67, №0426715, выданному органом сертификации продукции ООО «Тверь-Сертификат», продукция ООО «Коломенский щебеночный карьер» (Горные породы скальные (карбонатные) серийный выпуск) соответствует требованиям ГОСТ 31436-2011 «Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ» отклоняется судом, сертификат имеет срок действия с 23.10.2019 по 22.10.2022, то есть, получен за пределами проверяемого периода 2016-2017 г.
В письме Федерального агентства по недропользованию от 30.12.2019 №СА-04-31/22246 в ответ на обращение Общества об определении вида добытого полезного ископаемого при добыче карбонатных пород на Акатьевском месторождении разъяснено, что при определении вида добытого полезного ископаемого, как первой по своему качеству продукции, соответствующей стандарту на добытое полезное ископаемое, для целей налогообложения НДПИ следует руководствоваться положениями пункта 1 статьи 337 НК РФ, а также перечнем технологических операций по добыче полезного ископаемого из недр, указанным в техническом проекте разработки месторождения. Вместе с тем, в указанном письме также имеется ссылка на сертификат соответствия № РОСС RU.001.10AE67, №0426715 на продукцию «Породы горные скальные (карбонатные)», сроком действия с 23.10.2019 по 22.10.2022, в связи с чем, указанные разъяснения не применимы к проверяемому периоду.
В проверяемый период общество имело сертификат соответствия на продукцию: щебень известняковый фракций 5-20 мм, 20-40 мм, 40-70 мм, ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», со сроком действия с 11.02.2015 по 10.02.2018.
Кроме того, представленный в материалы дела Технический проект не содержит условий технологических решений по добыче горных пород как конечного продукта разработки карьера, соответствующего требованиям ГОСТ 31436-2011 «Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ».
Конечным продуктом разработки карьера, согласно Техническому проекту является щебень. В проверяемом периоде Общество осуществляло реализацию щебня.
Судом дважды отклонены заявленные представителем Общества с ограниченной ответственностью «Коломенский щебеночный карьер» в судебном заседании ходатайство о назначении судебной технической экспертизы с целью определения добытого полезного ископаемого.
Как следует из ч. 1 ст. 82 АПК РФ, судебная экспертиза назначается для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.
Назначение экспертизы является правом суда, а не его обязанностью. Необходимость разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела и требующих специальных познаний, определяется судом, разрешающим данный вопрос.
Определяя необходимость назначения той или иной экспертизы, суд исходит из предмета заявленных исковых требований и обстоятельств, подлежащих доказыванию в рамках этих требований.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 09 марта 2011 г. №13765/10 разъяснил, что судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания.
Если необходимость или возможность проведения экспертизы отсутствует, суд отказывает в ходатайстве о назначении судебной экспертизы.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 11.03.2021 N 375-О, вопросы определения вида добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ являются вопросами права и не могут быть поставлены перед экспертом.
Технические вопросы, сформулированные заявителем, могут быть разрешены на основе оценки имеющих в материалах дела доказательств.
На основании вышеизложенного, суд исходит из того, что в материалы дела представлены доказательства и пояснения сторон, позволяющие рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
Поскольку техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение щебня соответствующего стандарта, а операции по первичной обработке строительного камня в соответствии с ОКВЭД (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) относятся к добывающей промышленности, щебень в данном случае признается объектом обложения НДПИ.
Из представленных Инспекцией материалов и документов следует, что после непосредственного изъятия из недр минеральное сырье отгружается или незамедлительно на ДСФ для обработки, или сначала на открытую площадку, находящуюся в непосредственной близости от ДСФ, откуда затем отгружается в приемный бункер ДСФ.
На ДСФ осуществляется дробление и сортировка (разделение на фракции, отсев) изъятого из недр минерального сырья. Технологические операции по обогащению или технологическому переделу на ДСФ Обществом не производятся.
В соответствии со статьей 90 НК РФ налоговым органом проведены допросы должностных лиц и сотрудников, работающих в ООО «Коломенский щебеночный карьер», по результатам которых можно сделать вывод о том, что технологический цикл добычи и обработки полезного ископаемого соответствует техническому проекту, включает в себя извлечение породы с одновременным разрыхлением с использованием навесного оборудования «гидромолот», доставку карьерными самосвалами БелАЗ и Volvo до дробильно-сортировочного оборудования, где с использованием дробилок и грохотов производится дробление известняка и сортировка по фракциям.
Полученный щебень по фракциям ссыпался на площадку возле дробильно-сортировочной установки, откуда происходила его отгрузка покупателям (том 3 л.д. 62-67, 68-74, 75-78, 79-86, 87-94, 95-102, 103-110, 111-116).
В ходе проверки у ООО «Коломенский щебеночный карьер» были истребованы следующие документы: результаты испытаний и оценки физико-механических и химических свойств карбонатных пород в 2016 году; копии сертификатов соответствия, полученных налогоплательщиком в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности; результаты лабораторных исследований (испытаний) проводимых в отношении сырья и готовой продукции (карбонатных пород, щебня) как в лаборатории Общества, так и сторонними организациями.
Налогоплательщиком представлены протоколы испытаний от 07.04.2016 № 3-0704, № 10-0704, № 16-0704 (том 3 л.д. 117-150, том 4 л.д. 2-10), проведенные ООО «Дитеско» по пробе щебня осадочных пород, по результатам которых установлено, что щебень соответствует требованиям ГОСТ 8267-93, однако в ответ на требование Инспекции ООО «Дитеско» не подтвержден факт договорных взаимоотношений с Обществом о проводимых испытаниях (том 4 л.д. 11).
Налоговым органом установлено, что обогащение и иной переработки в результате осуществления первичной обработки не проводилось, следовательно, физико-химические свойства породы не изменяются.
Следовательно, комплекс вышеуказанных технологических операций, включающий стадии дробления и грохочения горной массы на дробильно-сортировочной установке не изменяет его основного характера (кристаллический состав, химический состав, плотность, морозостойкость, истираемость и т.п.). Изменяется лишь размер кусков известняка: от начальной крупности продукта дробления в карьере - 500-700 мм до конечной крупности продукта дробления на дробильно-сортировочной установке до фракций 40-70, 20-40, 5-20.
Имеющаяся судебная практика поддерживает позицию, согласно которой физическое воздействие на строительный камень с целью его измельчения основных характера и свойств продукта не меняет. В частности, Определением Верховного Суда РФ от 12.04.2022 N309-ЭС22-3824 отказано в передаче дела NА60-19531/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 08.12.2021 NФ09-8629/21 по делу NА60-19531/2021, в котором содержится определённый вывод, что осуществляемая переработка (по дроблению строительного камня) не имеет ничего общего с обрабатывающей промышленностью (с процессами обогащения, технологического передела). При проведении налогоплательщиком спорного вида работ на собственных дробильно-сортировочных фабриках имело место только уменьшение габаритов кусков строительного камня в результате его разбивки механическим путем. Спорная продукция представляет собой тот же строительной камень, только подвергнутый фракционному измельчению.
Как было указано выше, возникновение объекта обложения НДПИ связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что все технологические операции по выемке из недр сырья и доведения его до первого по качеству полезного ископаемого, являются единым процессом по добыче щебня.
Полезное ископаемое, добытое на Акатьевском месторождении и раздробленное механическим способом на фракции, является природным минеральным сырьем, прошедшим первичную обработку и доведенным до требуемого стандарта. При этом, дробление карбонатной породы, каким бы способом оно ни осуществлялось, является неотъемлемой частью технологического процесса добычи полезного ископаемого, и, таким образом, щебень, полученный в результате осуществляемого дробления, является полезным ископаемым в целях исчисления НДПИ.
Вместе с тем, арбитражным судом установлено, что налоговым органом не определены реальные налоговые обязанности налогоплательщика по уплате НДПИ за проверяемый период, что не соответствует целям и задачам налогового контроля в рамках проведения налоговой проверки, предусмотренным статьями 32, 82, 87, 89 НК РФ, в соответствии с требованиями которых доначисленная инспекцией по результатам проверки сумма налога должна соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика, которые определяются с учетом всех положений главы 26 НК РФ.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 305-КГ17-14988 по делу N А41-17865/2016 судом указано, что результатом налоговой проверки не может выступать доначисление недоимки, которая не должна была возникнуть у проверяемого лица при надлежащем соблюдении им требований законодательства о налогах и сборах, что свидетельствует о необходимости в ходе налоговой проверки установления действительных налоговых обязательств налогоплательщиков, так как в силу пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Так, при расчете подлежащей уплате суммы НДПИ, Межрайонной ИФНС России № 7 по Московской области использован объем добытого известняка, тогда как добытое полезное ископаемое было определено налоговым органом как щебень.
Суд считает данный расчет неверным в связи с тем, что налоговым органом не был учтен объем потерь, образующихся при получении щебня из известняка (выход щебня из единицы известняка).
Подобный подход инспекции противоречит принципу определения действительной налоговой обязанности налогоплательщика по итогам выездной налоговой проверки.
Судом предлагалось заявителя представить доказательства, позволяющие достоверно определить реальные налоговые обязательства. Вместе с тем, предложенный заявителем вариант расчета, исходя из помесячного соотношения объема принятого на склад щебня к объему добытой горной породы, не отвечает признакам достоверности. Такое соотношение в помесячном разрезе приводит к искажениям в расчетах, учитывая, что обществом могло производится дробление добытой в предыдущих месяцах горной породы (запасов), в частности, в зимние месяцы. Иных доказательств, например, справок или заключений маркшейдера, в материалы дела заявителем не представлено.
В связи с этим суд считает необходимым руководствоваться положениями технической документации.
В соответствии с приложением 3 Техпроекта «Заключение №6-2016-Т Экспертной Комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения» от 6 мая 2016 года выпуск конечной товарной продукции в виде щебня разнофракционного составляет 64% от горной массы, сырьё для известковой муки 36%. (таблица 6).
С учетом вышеизложенного, в материалы дела представлен арифметический расчет суммы подлежащего уплате налога на добычу полезных ископаемых с учетом показателей выхода щебня из единицы известняка в размере 64%, согласно которому размер подлежащего доплате НДПИ в 2016 - 2017 составляет 10 993 507 рублей.
Данный расчет проверен судом и признан правильным.
Таким образом, суд считает подлежащим удовлетворению требование заявителя о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 7 по Московской области от 25.11.2021 № 5086 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме, превышающей 10 993 507 рублей, а также соответствующих пени.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах», если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, с заинтересованного лица подлежит взысканию в пользу заявителя государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Коломенский щебеночный карьер" (ИНН 5022037966, ОГРН 1125022000652) удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России №7 по Московской области об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.11.2021 № 5086 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме, превышающей 10 993 507 руб., а также соответствующих сумм пени.
3. В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
4. Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 7 по Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Коломенский щебеночный карьер" (ИНН 5022037966, ОГРН 1125022000652) судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
5. Исполнительный лист выдать в порядке ст. 319 АПК РФ.
6. В соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Судья: Л.М. Наринян