Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
21 февраля 2022 г.
Дело №А41-30920/21
Резолютивная часть решения объявлена 08 февраля 2022 года
Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2022 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи О.А. Кузьминой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мяжитовой Г.Р., секретарем с/з К.С. Ротовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "КЕХЛИБАРТ" (140009, область Московская, город Люберцы, улица Митрофанова, 15, неж. пом. 42, ОГРН: 1135027013483, Дата присвоения ОГРН: 29.10.2013, ИНН: 5027205847, КПП: 502701001, Генеральный директор: Калинина Валентина Идрисовна), Доп. адрес: 143409, Московская область, г. Красногорск, ул. Успенская, д.5, оф. 702,
к Министерству жилищной политики Московской области (143407, Московская область, г. Красногорск, Бульвар Строителей, д. 4, корп. 1, секция «Г», ОГРН: 1185053037476, Дата присвоения ОГРН: 09.11.2018, ИНН: 5024190060, КПП: 502401001), третьи лица:
- Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (140000, область Московская, город Люберцы, проспект Октябрьский, 190, ОГРН: 1025003213179, Дата присвоения ОГРН: 14.11.2002, ИНН: 5027036758, КПП: 502701001);
- Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (143407, Московская область, город Красногорск, Бульвар Строителей, дом 1, ОГРН: 1027700546510, дата присвоения ОГРН: 18.12.2002, ИНН: 7707018904, КПП: 502401001);
- Министерство строительного комплекса Московской области (143407, Московская область, город Красногорск, Бульвар Строителей, 1, ОГРН: 1125024004973, Дата присвоения ОГРН: 13.07.2012, ИНН: 5024129524, КПП: 502401001);
- ООО СЗ "Мастер Хауз" (117041, Москва город, Адмирала Лазарева улица, дом 68, эт 1 пом VII ком 13, ОГРН: 1027739055156, Дата присвоения ОГРН: 08.08.2002, ИНН: 7727211590, КПП: 772701001);
- ИП Зубко А. (ОГРНИП 317502700045874)
о признании незаконным решения при участии: согласно протоколу, с извещением:
- ООО "Мастер хауз-недвижимость" (140002, Московская область, Люберцы город, Октябрьский проспект, дом 1, помещение 3, комната 16, ОГРН: 1125027007588, Дата присвоения ОГРН: 24.05.2012, ИНН: 5027187500, КПП: 502701001, генеральный директор: Грицкевич Ольга Николаевна);
- ООО "Мастер хауз-эксплуатация" (140000, область Московская, город Люберцы, проспект Октябрьский, дом 1, помещение 3, комната 17, ОГРН: 1125027015266, Дата присвоения ОГРН: 11.10.2012, ИНН: 5027192355, КПП: 502701001, Генеральный директор: Храпунков Виктор Иванович)
УСТАНОВИЛ:
ООО "КЕХЛИБАРТ" обратилось в суд с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области со следующими требованиями:
1. Признать незаконными решения Министерства жилищной политики Московской области об отказе в выдаче разрешения на строительство, оформленные уведомлением об отказе в выдаче разрешения на строительство (номер обращения: 89386 от 11.03.2021 г.) и уведомлением об отказе в выдаче разрешения на строительство (номер обращения: 89748 от 19.03.2021 г.), вынесенные по заявлениям ООО «КЕХЛИБАРТ»;
2. Обязать Министерство жилищной политики Московской области предоставить государственную услугу «выдача разрешения на строительство» и выдать разрешение на строительство трёхэтажного офисно-делового здания на земельном участке по адресу: Московская область, г. о. Люберцы, г. Люберцы, ул. Митрофанова, около д. 15, кадастровый номер 55:22:0010106:47;
3. Взыскать с Министерства жилищной политики Московской области в пользу ООО «Кехлибарт» сумму уплаченной госпошлины в размере 3000 рублей.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, ООО СЗ «Мастер Хауз», ИП Зубко А.
Дело рассмотрено в порядке ч. 2 ст. 200 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, ИП Зубко А., извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования. Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований. Представитель третьего лица ООО СЗ «Мастер Хауз» поддержал позицию заявителя. В судебном заседании 01.02.2022 г. был объявлен перерыв до 08.02.2022 г. После перерыва слушание дела продолжено согласно протоколу.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010106:47, площадью 141 +/- 4 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, ул. Митрофанова, около д. 15, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – обслуживание жилой застройки.
11.03.2021 г. заявитель обратился в Министерство жилищной политики Московской области (далее – Министерство) с заявлением о выдаче разрешения на строительство в порядке ст. 51 Градостроительного кодекса РФ на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010106:47 трехэтажного офисно-делового здания по адресу: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, ул. Митрофанова, около д. 15.
Уведомлением от 11.03.2021 г. Министерство жилищной политики Московской области отказало заявителю в предоставлении испрашиваемой государственной услуги по основаниям, предусмотренным ч. 13 ст. 51 ГрК РФ:
13.1.1.2011 Отсутствие документов, предусмотренных пунктом 10.2.1. административного регламента:
- отсутствуют правоустанавливающие документы на земельные участки под размещение объектов благоустройства, и сетей инженерно-технического обеспечения, расположенных за границами земельного участка с кадастровым номером 50:22:0010106:47;
- пояснительная записка (представленный раздел проектной документации оформлен не в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию») (п.п. б) п.10 и п.11) (отсутствуют реквизиты технического задания на внесение изменений в проектную документацию; отсутствуют копия и разделы технического задания на корректировку проектной документации (изменения в раздел «Пояснительная записка» (актуализация копий исходно-разрешительной документации; уточнение сведений в текстовой части (в т.ч. добавление сведений о проектировании в соответствии с требованиями СП 2.1.4.2625-10 и других нормативно правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, уточнение сведений о некапитальных объектах на территории застройки), в раздел «Схема планировочной организации земельного участка» (добавление данных об установлении сервитута);
- положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства или подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8. статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утверждённое привлечённым этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8. статьи 49 настоящего Кодекса на откорректированную проектную документацию изменения в раздел «Пояснительная записка» актуализация копий исходно-разрешительной документации; уточнение сведений в текстовой части (в т.ч. добавление сведений о проектировании в соответствии с требованиями СП 2.1.4.2625-10 и других нормативно-правовых актов по установлению зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, уточнение сведений о некапитальных объектах на территории застройки;
- проект организации строительства объекта капитального строительства (несоответствие сведений в текстовой части (продолжительность строительства 12 мес.) сведениям в календарном плане строительства (продолжительность строительства – 13,5 мес.));
- несоответствие представленных документов требованиям к строительству реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка;
- несоответствие проекту планировки территории, утверждённому распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 19.04.2017 г. №51/395 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории по адресу: Московская область, Люберецкий муниципальный район, городского поселения Люберцы, мкр. 3-3А» (не предусмотрено строительство офисно-делового здания, объект расположен на месте существующей капитальной и некапитальной застройки).
Заявитель, считая отказ Министерства жилищной политики Московской области от 11.03.2021 г. в выдаче разрешения на строительство незаконным, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ (Далее – АПК РФ) юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом.
В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно- технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 Градостроительного кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса;
4.1) заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 Градостроительного кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Распоряжением Министерства жилищной политики Московской области от 15.02.2019 г. № 20 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача разрешения (внесение изменений в разрешение) на строительство объектов капитального строительства на территории Московской области (за исключением объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией)» (далее – Административный регламент). Данный административный регламент вступил в силу 15.02.2019 г.
Судом установлено, что в качестве оснований для отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, Министерство ссылается на п. 13.1.1.1 Административного регламента, указывая, что заявителем не представлены предусмотренные пунктом 10.2.1 Административного регламента документы.
Пунктом 10.2.1 Административного регламента установлен перечень документов в случае обращения для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства в том числе:
а) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
в) материалы, содержащиеся в проектной документации, подготовленные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»:
- пояснительная записка;
- схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия или схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
- проект организации строительства объекта капитального строительства;
д) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;