ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12
адрес электронной почты: 9aas.info@arbitr.ru
адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 09АП-17218/2024
г. Москва Дело № А40-261104/23
14 мая 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2024 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: Марковой Т.Т., Суминой О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2024 по делу № А40-261104/23
по заявлению ООО «Строительные Технологии»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
третье лицо: Администрация городского округа Серебряные пруды Московской области
о признании недействительным решения, об обязании,
при участии:
от заявителя: Сагандыков Ю.А. по доверенности от 17.08.2021;
от заинтересованного лица: Шилепина И.И. по доверенности от 24.04.2023;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Строительные Технологии» (далее – Заявитель, ООО «Строительные Технологии», Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее – Заинтересованное лицо, УФАС по МО, Антимонопольный орган) о признании незаконным решения УФАС по МО от 22.08.2023 о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации в отношении ООО «Строительные Технологии», об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Строительные Технологии» путем исключения сведений из реестра недобросовестных поставщиков в установленном законом порядке и сроки.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация городского округа Серебряные пруды Московской области (далее также – Администрация, Заказчик).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2024 заявление ООО «Строительные Технологии» удовлетворено.
УФАС по МО обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель УФАС по МО доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель ООО «Строительные Технологии» с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что между Заказчиком и Исполнителем заключен Контракт от 17.04.2023 № 3507600024023000051 на выполнение работ по сносу объектов капитального строительства (многоквартирных жилых домов, признанных аварийными), расположенных на территории городского округа Серебряные Пруды Московской области.
Согласно приложению № 2 к указанному Контракту установлен срок окончания выполнения работ - 30 дней от даты заключения Контракта, однако, как видно в рассматриваемом случае из материалов дела, Заказчиком 02.08.2023 принято решение об отказе от его исполнения в одностороннем порядке, мотивированное ненадлежащим исполнением предпринимателем своих обязательств по нему.
Впоследствии все полученные в ходе исполнения этого Контракта документы и сведения были направлены Администрацией в УФАС по МО для решения вопроса о необходимости включения сведений о предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.
Оспариваемым решением Антимонопольный орган включил сведения о Заявителе в упомянутый реестр, поскольку счел представленные Заказчиком доказательства ненадлежащего исполнения предпринимателем взятых на себя обязательств по Контракту достаточными для применения к заявителю мер публично-правовой ответственности ввиду неисполнимости принятых на себя обязательств.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу ввиду следующего.
Полномочия антимонопольного органа, рассмотревшего дело и вынесшего оспариваемый ненормативный правовой акт, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд».
Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Как следует из материалов дела и установлено УФАС по МО, по результатам закупки Заказчиком с ООО «Строительные технологии» заключен контракт от 17.04.2023
№ 3507600024023000051 на сумму 6 000 000,00 рублей (далее - Контракт).
Пунктом 8.1 Контракта установлено, что Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Приложением № 2 к Контракту установлен срок окончания выполнения работ - 30 дней от даты заключения Контракта.
31.05.2023 Участником в адрес Заказчика направлены документы об исполнении обязательств по Контракту.
01.06.2023 Участником в адрес Заказчика направлено письмо о несоответствии объемов работ сметному расчету с предложением заключить дополнительное соглашение на выполнение работ.
02.06.2023 Заказчиком в адрес Участника направлена претензия о ненадлежащем исполнении обязательств по Контракту.
07.06.2023 Участником в адрес Заказчика направлено письмо, согласно которому Участником работы по Контракту выполнены в полном объеме, объем работ по вывозу строительного мусора превышает объем, предусмотренный в сметной стоимости, ввиду чего Участник просит осуществить приемку выполненных работ по Контракту и заключить дополнительное соглашение.
15.06.2023 Заказчиком составлено экспертное заключение, согласно которому Участником ненадлежащим образом составлены документы о приемке, неверно установлен период выполнения работ.
18.07.2023 ИП Тюриной Е. А. в рамках исполнения контракта по осуществлению строительного контроля составлено экспертное заключение по результатам исполнения Контракта, согласно которому документы о приемке представленные Участником, не соответствуют по форме, содержанию и нумерации требованиям Контракта, фактические затраты Участника не соответствуют условиям Контракта, выполнение работ по вывозу строительных отходов не выполнены в полном объеме, Контрактом предусмотрен вывоз 2574,94 тонн, Участником вывезены строительные отходы в размере 1904 тонн. Согласно экспертному заключению Заказчику рекомендуется осуществить приемку на сумму 4 354 482,12 рублей.
20.07.2023 Участником в адрес Заказчика направлено письмо о несогласии с экспертным заключением и просьбой осуществить приемку выполненных работ по Контракту в полном объеме.
27.07.2023 Заказчиком в адрес Участника направлен мотивированный отказ от приемки выполненных работ.
01.08.2023 Участником в адрес Заказчика повторно направлены документы об исполнении обязательств по Контракту.
Вместе с тем, Участником надлежащим образом в установленный срок обязательства по Контракту не исполнены.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной систем) 02.08.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником, в связи с неисполнением обязательств по Контракту.
Во исполнение части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчиком 03.08.2023 г. Решение размещено на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
08.08.2023 Заказчиком в адрес Участника направлено письмо об осуществлении приемки выполненных работ по Контракту 10.08.2023.
08.08.2023, 10.08.2023 Участником в адрес Заказчика направлены письма об устранении выявленных нарушений условий Контракта с уведомлением о необходимости Заказчику обратиться в газовую службу с целью отключения газового оборудования на объектах для продолжения выполнения работ по Контракту.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика вступило в законную силу 15.08.2023, и с этой даты Контракт считается расторгнутым.
Установив указанные обстоятельства, УФАС по МО приняло решение о включении сведений, представленных в отношении ООО «Строительные технологии» в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, Антимонопольным органом не учтено следующее.
В материалах дела отсутствуют безусловные доказательства подтверждающие недобросовестность, а сам спор фактически сведен к объему выполненных обществом работ, что в свою очередь не свидетельствует о возможности применения к заявителю мер публично – правовой ответственности.
Предметом Контракта выступали работы по сносу и утилизации строительного мусора на специализированный полигон 5 (Пяти) объектов капитального строительства, расположенных по адресу:
- Московская область, г.о. Серебряные Пруды, д. Есипово, д. 22;
- Московская область, г.о. Серебряные Пруды, д. Митякино, д. 1;
- Московская область, г.о. Серебряные Пруды, р.п. Серебряные Пруды, ул. Октябрьская, д. 103;
- Московская область, г.о. Серебряные Пруды, р.п. Серебряные Пруды, ул. Ремесленная, д. 9;
- Московская область, г.о. Серебряные Пруды, с. Узуново, мкр. Южный, д. 9.
В соответствии с пунктом 2.1. Контракта, цена Контракта составляет 6 000 000 (шесть миллионов) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20% - 1 000 000,01 (один миллион) рублей 01 копеек.
Работы по сносу объектов капитального строительства (многоквартирных жилых домов, признанных аварийными), расположенных на территории городского округа Серебряные Пруды Московской области были завершены Подрядчиком 28.05.2023 г., о чем свидетельствует письмо от 01.06.2023 исх. №0523-1106 и выставленные 31.05.2023 г. закрывающие документы на оплату Контракта.
При этом в ходе выполнения работ по утилизации строительного мусора на специализированный полигон был выявлен ряд несоответствий проектно-сметной документации с фактическими объемами работ.
Так, в проектно-сметной документации перевозка строительного мусора была указана в тоннах - 2575,94 тонн (совокупно по всем объектам), а утилизация данного мусора на полигоне в кубических метрах - 1846,49 м3 (совокупно по всем объектам).
При сносе объектов капитального строительства был обнаружен дополнительный строительный мусор, не учтенный в проектно-сметной документации, т.е. фактический объем строительного мусора превысил объем, заложенный в проектно-сметной документации.
Несмотря на выявленное расхождение фактического объема строительного мусора объему, заложенному в проектно-сметной документации ООО «Строительные технологии» продолжило исполнение Контракта, в результате чего, ООО «Строительные технологии» осуществило перевозку и размещение строительного мусора в объеме 2055 м3, что подтверждается электронными талонами на передачу отходов строительства,
сноса и грунтов (ОССиГ), что соответствует 1904 тонн.